Рынок проектирования

Для анализа проблемы качества в московской архитектурной практике необходимо исследование рынка производства архитектуры. К слову, как зарегистрировать мкк нужно узнать обязательно, если Вы хотите иметь собственное предприятие и хороший стабильный доход!

Общий объем строительства в Москве оценивается в 9 млн кв. м в год (с тенденцией к снижению на 5 % в 2016 г.). Это соответствует Лондону (9,2 млн кв. м в год) и чуть меньше Нью-Йорка (9,8 млн кв. м в год).

В денежном выражении объем работ в строительстве в Москве достигает около 530 млрд руб. По сравнению с Лондоном и Нью-Йорком это в три-четыре раза меньше.

Объем рынка проектирования (включая все стадии) составляет порядка 10 млрд руб. в год. Средняя цена проектирования — 1164 руб. за кв. м; цена в верхнем сегменте рынка — около 2400 руб. за кв. м. Это делает зарубежных архитекторов, чьи расценки в 3-6 раз выше, неконкурентоспособными — их доля на московском рынке составляет сегодня менее 1 %.

С учетом прогнозируемого сокращения объемов строительства в Москве до 8,5 млн кв. м в 2016 г., предпосылок для роста рынка архитектурно-проектных услуг не наблюдается. Представители архитектурных бюро отмечают демпинг цен на московском рынке, начавшийся во времена кризиса. В свою очередь, демпинг негативным образом сказывается на качестве архитектуры: заказчик склонен выбрать более дешевого, но менее профессионального проектировщика.

В условиях падения спроса на рынке проектирования объектов капитального строительства отечественные архитекторы переориентируют бизнес на другие проекты — в частности, в области благоустройства.

Всего на рынке проектных услуг в Москве работает около 400 компаний, общее количество проектирующих архитекторов оценивается в 6300 человек, что в пересчете на количество населения дает показатели в полтора-два раза меньше, чем на европейских рынках.

Данная ситуация продиктована в том числе и тем, что московские архитекторы, в отличие от европейских коллег, не работают на экспорт. Это странно, имея в виду привлекательную цену проектирования, и косвенно свидетельствует о невысоком качестве московской архитектуры в международном масштабе.

Мы определили пятерку лидеров по количественным и качественным показателям.

Выводы из исследования рынка проектирования поразительны. Вопреки распространенному мнению, спрос на качественную архитектуру в Москве очень высок. Двое из лидеров по качеству оказываются и среди лидеров по количеству, остальные лидеры по качеству отстают в объемах от лидеров по количеству только в два-пять раз.

Барьеры входа в качественную архитектуру в Москве низки (не более 2 % от общей стоимости строительства составляют проектные работы), отрыв лидеров по качеству от общего уровня цен невысок.

Лидеры по качеству заработали свою репутацию не позднее середины 2000-х гг. По итогам пяти лет работы новой администрации в Москве перестановок в линейке качественной архитектуры не произошло, новых лидеров не возникло. Хотя, казалось бы, масштабная строительная деятельность последних лет — в период 2010-2015 гг. было введено в эксплуатацию порядка 45 млн кв. м недвижимости — должна была привести к суще

ственному перераспределению рынка архитектурного проектирования.

Спрос на качественную архитектуру в Москве формирует главным образом частный заказчик. Лидеры по качеству в основном занимаются проектированием жилья и многофункциональных комплексов. За редчайшими исключениями ни один из лидеров по качеству не работает в Москве по государственному заказу. Государство — самый крупный и самый некачественный заказчик в городе.

 

ПРОЦЕДУРА ПРОИЗВОДСТВА КАЧЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

В наследство от СССР нам достались две принципиально различные системы производства. Под системами в данном случае мы понимаем сочетание экономических, социальных, политических, технологических и юридических институтов.

Одна — система производства массового индустриального продукта, которая применялась для товаров массового потребления. Ее основными целями была дешевизна, возможность масштабирования, безопасность и приоритет количества над качеством. Права разработчиков изделия уступали технологическим, бюрократическим и иным логикам, итоговый продукт полагался безымянным.

Вторая — это система производства уникальных изделий,которая в основном использовалась в военно-промышленном комплексе, а также для сложных инфраструктурных проектов. Здесь главными целями было доведение всей системы производства до уровня, заданного научными изысканиями. Упрощения, изменения проекта по ходу реализации не допускались, качество было приоритетным показателем. Права разработчиков изделия безусловно главенствовали над всеми остальными.

Задачи повышения качества могут решаться и в той и в другой системе производства. Однако это разные задачи, поскольку они предполагают разные процедуры и разные КПЭ. Повышение качества в массовом сегменте за счет внедрения

процедур производства уникальных изделий — стандартный путь развития. Обратный процесс, создание уникального изделия путем повышения качества в массовом сегменте, как правило, проблематичен.

Специфика истории производства архитектуры в СССР заключалась в том, что две различные процедуры не дополняли, а сменяли друг друга. В сталинское время архитектура рассматривалась как уникальное изделие (характерно, что Лаврентий Берия одновременно возглавлял и атомный проект, и строительство московских высоток). Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 04.11.1955 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» положило начало полной трансформации системы, ее переориентации на изготовление массовых изделий.

В результате мы утратили государственную процедуру создания качественной архитектуры. В постсоветское время рынок отчасти решил проблему, притом что уникальные проекты сталкивались с жестким сопротивлением всей системы согласований и экспертиз. Однако это решение исключительно в рамках частного строительства. На сегодняшний день государство проигрывает конкуренцию в качестве частному бизнесу — лучшие архитекторы не работают по государственному заказу, а «большие проекты» государства буксуют.