Магистрально-уличная сеть

Магистральные улицы городского значения, как правило, прокладывают между жилыми районами, не пересекая их. Район
ные магистрали проходят по территории жилых районов, не пересекая входящих в их состав микрорайонов.
В зависимости от величины жилой район размещается в пределах одной крупной межмагистральной территории (ММТ) или занимает две, три и более ММТ, микрорайоны же размещаются в пределах ММТ. При расчленении магистральной территории системой жилых улиц образуются жилые кварталы, входящие в состав микрорайонов. Отдельно располагаются так называемые умные дома: здесь Вы можете узнать о них более подробно и заполучить по настоящему комфортное проживание!
При линейно-ядерной, расчлененной структуре городского плана жилые районы, «нанизаны» на нитку городской магистрали скоростного транспорта, которая может пересекать эти районы при условии изоляции жилой застройки, организации переходов через магистраль в разных уровнях. В этих случаях жилые районы формируются вокруг общественных центров, расположенных на магистрали (с одной или двух сторон), рядом с остановками общественного транспорта. Роль подобных Центров притяжения, «фокусов», могут играть также станции метрополитена.
Система организации социального обслуживания населения (система общественных центров). Сеть учреждений и предприятий социального обслуживания принято дифференцировать по ряду признаков.
По функциональному признаку учреждения и предприятия обслуживания подразделяют на пять основных групп: административно-
хозяйственные; культурно-просветительные и зрелищные; лечебно-оздоровительные; физкультурные и спортивные; торгово-бытовые; массового отдыха.
Учреждения массового посещения объединяются в комплексные общественные центры, вокруг которых формируется жилая застройка.
Одним из главных признаков, определяющих систему размещения объектов обслуживания в городе, является частота посещения их населением. В соответствии с этим различают учреждения эпизодического, периодического и повседневного пользования.
Учреждения эпизодического посещения рассчитаны на обслуживание населения города в целом, а также людей, прибывающих из других населенных мест, тяготеющих к нему. Они размещаются преимущественно в общественном центре, а в крупных городах — также и в центрах городских (планировочных) районов, в пределах транспортной доступности 20— 30 мин для городского населения и до 1 ч для жителей пригородов.
Учреждения периодического пользования размещаются преимущественно в центрах жилых районов с обеспечением пешеходной и транспортной доступно-| сти в радиусе 800—1000 м. Тем самым определяются параметры жилого района как структурной единицы, площадь которого в зависимости от конфигурации составляет 200—400 га, а численность населения при 4—5-этажной застройке — 25—40 тыс., а при большей этажности — до 60—80 тыс. человек.
Учреждения повседневного пользования находятся в радиусе доступности 400—500 м (5—7 мин ходьбы) рассредоточенно или концентрируются в центре обслуживаемой территории, формируя микрорайоны площадью от 10—15 до 30—40 га с численностью населения от 4—6 до 15—20 тыс. человек в зависимости от плотности жилого фонда, определяемой этажностью застройки.
Детские дошкольные и некоторые другие учреждения могут размещаться в непосредственной близости от обслуживаемой ими группы жилых домов, образуя первичный жилой комплекс. Такой комплекс с радиусом обслуживания до 250— 300 м (2—4 тыс. человек) может быть выделен на территории микрорайона или жилого района как первичная структурная единица селитебной территории города.
Принцип группировки учреждений по периодичности использования населением является основой ступенчатой системы обслуживания, которая обусловливает членение городской территории на ряд структурных единиц, объединяемых общественными центрами, от микрорайонного до общегородского.
В крупнейших городах, при высокой плотности застройки и повышенной этажности, возможно совмещение функций социальнофункциональных единиц, т. е. формирование единиц более высокого ранга в радиусе доступности предшествующих. Так, микрорайон с населением 5—6 тыс. человек может быть запроектирован в виде группы домов повышенной этажности с радиусом доступности центра обслуживания 250—300 м, а в пределах радиуса доступности центра до 500 м — жилой район на 20—25 тыс. жителей.
При этом в общественном центре совмещаются функции как повседневного, так и периодического обслуживания.
Организация обслуживания населения по ступенчатой (иерархической) системе и соответствующее членение на структурные единицы касаются не только селитебных территорий города. В равной степени они относятся к промышленным зонам и зонам отдыха, где социальное обслуживание организуется на уровне промышленного предприятия, группы предприятий, промышленного или производственно-селитебного района, а в зонах отдыха — системы парков и рекреационных учреждений.
По функциональной роли все учреждения можно разделить на две основные группы: стандартного обслуживания с набором услуг, необходимых всем жителям города, и избирательного, специализированного обслуживания, рассчитанного на отдельные контингенты населения.
Первые как наиболее посещаемые должны быть приближены к жителям и размещаться относительно равномерно в микрорайонах и жилых районах, вторые не связаны столь жестко с территориальной структурой и располагаются в местах, наиболее доступных для всего населения (в крупных специализированных центрах).
Таким образом, система организации обслуживания населения и общественных центров, являясь социальной основой планировочной структуры, непосредственно участвует в формировании всех структурных элементов города, включая жилые районы и микрорайоны на селитебной территории.
Система озеленения, организации отдыха и спорта. В современном градостроительстве озеленение, организация отдыха и спорта рассматриваются как единая система, объединяющая все функциональные зоны — жилые территории, общественные центры, промышленные районы, пригородную зону.
Зеленые насаждения в городе подразделяются на городские и районные парки культуры и отдыха, спортивные парки и стадионы обслуживающие город в Целом’ или его планировочные районы, с радиусом Доступности до 2 3 км
(10—15 мин на транспорте), сады и спортивные комплексы жилых районов и микрорайонов с зонами обслуживания соответственно до 1000 и 500 м.
Расположение озелененных территорий в плане города может быть периферийным, центричным, линейно-полосовым, групповым. На выбор приема размещения зеленых насаждений большое влияние оказывает геоморфология города— пластика его рельефа, существующие зеленые насаждения, реки, водоемы
Сеть водосборных бассейнов на территории города, обусловленная пластикой рельефа, создает «природный каркас» открытых озелененных пространств, дополняющий планировочный каркас магистрально-уличной сети. Их пространственное согласование является важнейшей задачей формирования планировочной структуры города.
Существуют два приема расположения зеленых насаждений в застройке: массивы компактных форм могут занимать островное положение в центре территориальных единиц (жилых районов, микрорайонов) или размещаться вокруг застройки. Первый целесообразно применять в центральных районах городов с компактной и плотной застройкой, второй — в новых периферийных районах с более редкой сетью улиц и автономным расположением структурных единиц.
Таким образом, система организации озеленения, отдыха и спорта непосредственно влияет на формирование структурных единиц, в том числе жилых районов и микрорайонов.
Архитектурно — пространственная композиция. К числу важнейших структуроформирующих систем относится также архитектурно-пространственная композиция (система архитектурных ансамблей), определяющая эстетическую организацию города. Это система, в которой получает архитектурно-художественное выражение идейный замысел формирования города как объекта градостроительного искусства.
Композиция города понимается как гармоничное сочетание всех частей и элементов, определяющее его архитектурно-пространственную целостность и художественное единство.
В композиции города различают планировочнуюоснову, выражающую взаимосвязь структурных элементов в плане, и объемно-пространственную, определяющую взаимосвязи элементов в трехмерном пространстве.
В пространственной композиции города находит выражение система художественных связей между всеми его компонентами.
Выявляя структуру города, архитектурно-пространственная композиция подчиняется основному закону ее построения — от общего к частному.
Каждый из уровней архитектурно-пространственной организации, при относительной их самостоятельности, связанной с территориальным вычленением структурных единиц, подчинен задачам композиции градостроительных комплексов высшего уровня и города в целом.
Художественной формой архитектурно-пространственной КОМПОЗИЦИИ градостроительных комплексов, в том числе жилых районов, является система архитектурных ансамблей, входящих в единую пространственную композицию города.
Пространственная композиция активно воздействует на структуру города, отражая объективные законы красоты, эстетической организации городской среды.
Структурообразующие системы города обусловливают его форми
рование как целостного организма При проектировании городов должно учитываться взаимодействие этих систем. Влияние каждой из них на формирование структурных единиц В ТОМ числе ЖИЛЫХ районов, не однозначно и во многом противоречиво, поэтому при выборе оптимального проектного решения необходимо исходить из сравнительной оценки этого влияния, выявления главных, определяющих факторов.