Впрочем, лабиринт, о котором шла речь, был построен много позже, в микенскую эпоху – примерно около 1600 г. до н. э. Очевидно, он находился в столице Крита – Кноссе, в царском дворце. Правда, учёные не доверяют преданию. Пытаясь представить, как выглядел лабиринт, они полагают, что речь идёт о некоем помещении с очень извилистыми ходами. Здесь устраивались ритуальные танцы и представления. Возможно, его ограждали каменные стены. Или стен не было, и лишь пол был исчерчен странными, путаными линиями, вдоль которых двигались участники ритуала. Можно предположить, что лабиринт, изображённый на глиняной табличке XII в. до н. э. (её нашли в Пилосе), был похож на кносский лабиринт.
Немецкий историк Херман Керн, автор книги «Лабиринты», убеждён, что первоначально в этих помещениях исполняли «стройно-живую хороводную пляску» – медленный танец, подробно описанный в поэмах Гомера и других сочинениях. Этрусский кувшин из Тральятеллы (640 г. до н. э.) донёс до нас изображение этого танца: группа молодых, безбородых воинов, одни из них пешие, другие сидят верхом на конях. На их щитах нарисованы лошади и птицы. Танцуя, они по-кидают лабиринт. За ними видны две пары, соединившиеся в любовных объятиях. Так что же творилось внутри лабиринта?
Учёные предполагают, что в лабиринтах часто производились обряды инициации. Здесь са-ми стены дышали магией. Путешествие сквозь лабиринт могло принести полю – желанный уро-жай, задуманному делу – успех, а бездетной паре – первенца. Рисунок на этрусском кувшине напоминает об этом.
Чтобы воскресить ощущения, которые могли испытывать участники этих древнейших риту-алов, совершим путешествие по лабиринту, устроенному в кносском дворце, ибо чертёж этой за-падни нам известен. Коридор, которым шли люди, заглянувшие туда, семь раз огибал централь-ную часть лабиринта, описывая окружности всё меньшего радиуса, прежде чем путники достигали цели.
Вот и мы войдём внутрь. К своему удивлению, мы сразу заметим, что середина лабиринта не так далека от входа. Путь к ней не знает преград. Ни один ход, ни одна боковая галерея не уводят нас в сторону. Мы не можем никуда свернуть. Мы неизбежно попадаем в самый центр лабиринта. Но самое странное: если мы хотим покинуть этот «дом без выхода», то без труда найдём дорогу назад. Никуда не сворачивая, мы попадём наружу.
Это озадачивает. Сразу вспоминается история Тесея. Зачем ему нужна была нить Ариадны, если обратный путь он легко мог найти? Быть может, подлинное назначение нити забылось с ве-ками?
Домой Ремонт, отделка, монтаж, строительство Впрочем, лабиринт, о котором шла речь, был построен много позже