ПУТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА И ПЕШЕХОДОВ

Организация системы движения транспорта и пешеходов в жилом районе оказывает существенное влияние на его планировочную структуру. Улично-дорожная сеть в жилых районах состоит из магистральных улиц общегородского и районного значения и сети местных путей движения, включая жилые улицы, пешеходные аллеи и дороги, проезды к зданиям.

Основным принципом организации системы движения транспорта и пешеходов является дифференциация, четкое разделение функций каждого из элементов этой сети.

Магистральные улицы предназначены для движения общественного транспорта, местная дорожная сеть в пределах межмагистральных территорий обеспечивает подъезд грузового, коммунального и легкового транспорта к жилым и общественным зданиям, пешеходные связи внутри жилых районов — подход к остановкам общественного транспорта и объектам культурно-бытового обслуживания.

Разделение транспортных путей на категории позволяет при проектировании провести принцип последовательного примыкания элементов сети с соблюдением четкого перехода от одной ступени к другой. Так, подъезды к домам вливаются в микрорайонные проезды, последние— в жилые улицы, которые В свою очередь — в магистральные улицы районного значения, примыкающие к магистралям общегородского значения.

Общие требования к местной дорожной сети: обеспечение удобного подъезда к жилым домам и общественным зданиям, исключение или ограничение возможности сквозного проезда по территории микрорайонов, ограничение количества примыканий местной дорожной сети к магистральным улицам, разделение трасс движения автомобильного транспорта и пешеходов.

Система внутренних проездов может проектироваться по тупиковой, кольцевой, петельной и смешанной схемам. Система проездов должна отвечать принятому приему застройки. Рекомендуется чередовать тихие, бестранспортные и коммуникационные пространства с соответствующей ориентацией входов в жилые дома и другие здания.

Второстепенные проезды с подъездами к жилым домам принимаются шириной 3,5—5,5 м (при одностороннем кольцевом движении), тротуары со стороны жилой застройки— шириной не менее 1,5 м. Тупиковые проезды разрешается совмещать с тротуаром.

При проектировании местной дорожной сети жилого района одной из задач является размещение гаражей и стоянок индивидуальных автомобилей.

По действующим нормам в жилых районах должны быть запроектированы гаражи-стоянки из расчета 70 % от принятого в городе уровня автомобилизации (150—180 легковых автомобилей на 1000 жителей). Остальные 30 % гаражей (с техническим обслуживанием) предусматриваются в коммунальных зонах. Гаражи размещаются на территории жилого района или на прилегающих землях (санитарно-защитных зон предприятий, железных дорог и пр.) из расчета пешеходной доступности не более 800 м (в условиях реконструкции — не более 1 500 м с обеспечением удобного заезда с магистральных или местных улиц). Гаражам следует обеспечить хорошие ворота: инфа про ворота Вам очень поможет!

Площадь стоянок принимается из расчета 25 % от числа машин, приходящихся на жителей района исходя из уровня автомобилизации. Вместимость площадок — не менее 10 мест, площадь, приходящаяся на 1 легковой автомобиль,— 25 м2. Расстояние от подъездов домов до стоянок должно быть не более 200 м. Открытые площадки до 20 машино-мест могут иметь совмещенные въезды и выезды шириной не менее 6 м. При большей вместимости предусматриваются раздельные въезды и выезды. Примеры планировки стоянок приведены на рис. 2.30, 2.31.

При проектировании гаражей и открытых стоянок требуется соблюдать минимально допустимые расстояния до жилых и общественных зданий (табл. 2.12).

На территории жилых районов предусматриваются наземные гаражи высотой до 5 этажей, в крупнейших городах—до 9 этажей. Разрешается строительство подземных и полуподземных гаражей.

В составе дорожной сети жилых районов рекомендуется проектировать самостоятельную сеть велосипедных дорог. В пределах межмагистральных территорий и микрорайонов они прокладываются по трассам в обход пешеходных путей и проездов с минимальным числом пересечений с ними, на жилых и магистральных улицах — между тротуарами и проезжей частью. Ширина велосипедной дорожки для ОДНОПОЛОСНОГО движения принимается 1,5, для двухполосного — 2,5 м. В пределах жилого или планировочного района система велосипедных дорог может пересекать магистральные улицы в местах переходов. Она трассируется в направлении общественных центров, мест приложения труда (промышленных предприятий и др.), зон отдыха.

Большое внимание уделяется проектированию сети пешеходных ДОРОГ. Оно начинается с установления центров тяготения, которыми являются транспортные сооружения —

станции метро, остановки общественного транспорта, места приложения труда, зоны отдыха, стадионы, и определения направлений и объема потоков движения.

Пешеходная доступность объектов массового повседневного посещении г ; чируется в пределах 400 500 м (6—8 мин), периодического посещения — 800—1200 м (12 15 мин).

Наиболее массовое и постоянное пешеходное движение наблюдается в жилых районах к остановкам общественного транспорта, которые размещаются: для нескоростных видов транспорта (трамвай, автобус, троллейбус — через 350 400 м, для скоростных (метро, скоростной трамвай)—через 1,5 2 км.