Нет, гений Лермонтова – не демон зла.
С юности он необычайно серьезно относился к литературному творчеству. Его не удовлетворяло вдохновенное дилетантство, стихотворные «развлекалочки». Он мечтал прославиться, как Байрон, Пушкин. И шел по намеченному пути, преодолевая немалые трудности; не жалея сил и времени постигал основы словесного ремесла. Уже в отрочестве он ставил перед собой грандиозные задачи. В 14—16 лет он, помимо множества небольших сочинений, написал десяток поэм и трагедию в пяти действиях «Испанцы» (преимущественно белым стихом). Пусть даже эти произведения не отмечены печатью «гениальности», вызывает уважение уже сам факт обращения его к столь крупным литературным формам. Тут видится проявление профессионализма. Сопоставим строфы:
- Печальный демон, дух изгнанья,
- Блуждал под сводом голубым,
- И лучших дней воспоминанья
- Чредой теснились перед ним,
- Тех дней, когда он не был злым,
- Когда глядел на славу Бога,
- Не отвращаясь от него;
- Когда сердечная тревога
- Чуждалася души его,
- Как дня боится мрак могилы.
- И много, много… и всего
- Представить не имел он силы…
Таков первый вариант начала поэмы. Автору – 15 лет. В окончательной редакции, через 12 лет, став известным поэтом, он напишет:
- Печальный Демон, дух изгнанья,
- Летал над грешною землей,
- И лучших дней воспоминанья
- Пред ним теснилися толпой;
- Тех дней, когда в жилище света
- Блистал он, чистый херувим…
- …Когда он верил и любил,
- Счастливый первенец творенья!
- Не знал ни злобы, ни сомненья,
- И не грозил уму его
- Веков бесплодных ряд унылый…
- И много, много… и всего
- Припомнить не имел он силы!
Что это – ранняя печать гения в юношеских стихах? Или печать юности на произведении мастера? А может быть, и то, и другое, и вдобавок еще третье: верность детским сильным и свежим чувствам – и есть залог поэтической гениальности?
Удивительно, как мог Вл. Соловьев не учесть того, что у поэтической натуры юного Лермонтова первоначальные возвышенные мечты и чистые устремления были поруганы и осмеяны, а потому и появилась, как средство защиты, маска демонизма. Ну а всякая маска, если долго ее не снимать, накладывает свой отпечаток на живое лицо. Но неприятные «гримасы души», свойственные Лермонтову, были свидетельством его упрямой верности детским идеалам. В этом отношении он оставался всегда Рыцарем Печального Образа. И не случайно в его сочинениях часто встречается слово «печальный». А одно из его проникновенных юношеских стихотворений завершил он так:
- Но пылкий, но суровый нрав
- Меня грызет от колыбели…
- И в жизни зло лишь испытав,
- Умру я, сердцем не познав
- Печальных дум печальной цели.