Для частных случаев задача обеспечения трещиностойкости решалась с учетом размеров бетонируемых блоков, температуры укладываемой смеси и технологии укладки, величины тепловыделения цемента, температур наружного воздуха, теплопередачи опалубки. Решение многопараметрической задачи на ЭВМ позволяет выбрать оптимальные технологические параметры производства работ, уточнить разрезку конструкции на блоки бетонирования, изыскать условия выдерживания, обеспечивающие получение сжимающих напряжений в бетоне конструкции.
Было показано, что периферийный подвод тепла к конструкции может неблагоприятно повлиять на напряженное состояние и вызвать растягивающие напряжения в поверхностных зонах. При тепловых расчетах следует всегда назначать температуру на поверхности конструкции меньшей, чем в ее ядре, применяя низкотемпературный прогрев.
Наилучшие условия для предотвращения трещино- образования создаются при помещении источника тепла внутрь конструкции и при организации перепада температуры от центра к периферии. В этом отношении особый интерес представляет технология бетонирования по методу термоса с форсированным электроразогревом бетонной смеси, называемая также методом горячего термоса. Этот метод предусматривает разогрев бетонной смеси перед ее укладкой в опалубку до температуры 50—90°С путем пропускания через смесь тока напряжением 220—380 В. Интенсивный раеогрев производят за короткое время (5—15 мин). Чтобы предотвратить потерю подвижности и охлаждение смеси, ее следует укладывать сразу же после разогрева либо разогревать непосредственно в процессе укладки.
Созданы специальные установки для разогрева бетонной смеси в бадьях, а также непосредственно в кузовах автосамосвалов, куда опускают раму с подвесными электродами. Для аналогичных целей были созданы также бетоносмесительные установки с па- роподогревом смеси в процессе ее приготовления. Они не получили, однако, широкого распространения из-за больших, чем при электроразогреве, потерь тепла от момента разогрева смеси на бетонном заводе до укладки ее в конструкцию.
Применение горячей бетонной смеси не только существенно расширяет область применения наиболее экономичного метода зимнего бетонирования — ’’термоса”, но также исключает деструктивные процессы, протекающие в бетоне при нагревании. Расширение водной и газовой фаз, за исключением экзотермического разогрева, происходит в смеси до ее уплотнения. В результате виброуплотнения разогретой смеси из нее удаляется часть увеличившейся в объеме газовой фазы, что улучшает физико-механические свойства бетона. Большой температурный перепад от центра к периферийным зонам забетонированной конструкции создает в них сжимающие напряжения и предотвращает трещинообразование.
Режим остывания прогревавшихся конструкций должен строго контролироваться. В отличие от периода подъема температуры здесь температурные градиенты
возникают в материале с полностью сформированной кристаллизационной структурой.
Остывание массивных бетонных и железобетонных конструкций должно проходить со скоростью не более 1°С/ч, конструкций средней массивности 4—5 а тонкостенных конструкций — 10°С/ч.