Если твой отец хочет знать имя человека, который открыл мне двери искусства боабом и научил меня тому, что я знаю и умею, то об этом учитель может говорить только с доверенным учеником — и ни с кем больше. Сейчас же я могу сказать только то, что это была женщина — вроде тебя.
От удивления Тара открыла рот. Она и представить себе не могла, что женщина способна научить чему-нибудь вроде этого. Странник продолжил:
— Кроме того, ее имя ничего не скажет ни тебе, ни твоему отцу. Эта женщина была лишь одним из звеньев в цепи передачи учения. В эту цепь вхожу я, а теперь и ты. Ее имя исчезло и позабылось — так же, как исчезнет мое имя… и имена всех, кто носит имена. Любое имя неизбежно забудется. После человека остаются лишь память о его поступках и неизбежные следствия его поступков.
Что касается линии передачи моего учения и мастеров, передававших эти знания из поколения в поколение, то я должен сказать, что в традиции боабом не существует такого понятия, как «линия передачи учения». Такого понимания придерживались те, кто предшествовал мне, идя своим невидимым путем, и так же будут думать те, кто пойдет этим путем после нас. Ты должна понимать, что яблоня приносит сладкиеплоды не потому, что ее называют яблоней, и не потому, что она происходит из породы деревьев, которые называются яблонями. Сущность яблони определяют невидимые действия — вне всяких имен, названий и попыток свести к именам и названиям качества яблони. Кроме того, я не смог бы рассказать тебе или твоему отцу о мастерах, составлявших линию передачи нашего учения, потому что никому из вас ничего не скажет даже имя человека, учившего меня. Что же говорить о тех, кто стоял в этом ряду прежде? Но не беспокойся. Для человека, который взирает на мир с доверием и открытым сердцем, эти обстоятельства не имеют значения. Для того же, кто ищет признания, доказательств или повода бахвалиться своей принадлежностью к «школе» и своими «достижениями», чтобы восполнить тем самым недостаток подлинности, — для таких людей искусство боабом будет просто бесполезным. Такие люди ищут того, что обогащает их внешне, но обедняет внутренне. Они много говорят о «великих мастерах», составлявших линию передачи «учения». Что это за «учение»? Не более чем пустая обертка! Если ты станешь моей ученицей, то будешь знать обо мне только мое имя, да и то вскоре позабудешь за ненадобностью.