А значит, не было и повозок – они появились много позже, в бронзовом веке. Между тем в качестве тягловой силы люди нового каменного века уже широко использовали быков. Да и сами люди были объединены в хорошо организованное сообщество.
Люди, отправлявшиеся добывать камень, безусловно, руководствовались неким великим побуждением: камнедобытчики знали – если вернутся не с пустыми руками, то их ждут почёт и слава, поскольку и они вносят свою посильную лепту в строительство святилища. А это, в свою очередь, означало, что они выполняют священную миссию. Для юношей, к примеру, такой поход был своего рода испытанием, предшествующим посвящению в мужчины.
Нетрудно догадаться, что путь камнедобытчиков был долог и труден. Некоторые из них по-гибали по дороге. Особенно опасным был водный путь – главным образом из-за штормов, встречных ветров и течений. Тем более что челны продвигались вперёд очень медленно: ведь управлялись они, как мы помним, с помощью шестов или примитивных гребков. Впрочем, наземный путь также требовал колоссальных усилий. Оно и понятно: передвигать многотонные каменные глыбы по суше куда труднее, чем по воде.
Осенью синие камни наконец доставляли по реке к месту, расположенному в трёх километ-рах от Стоунхенджа, – и камнедобытчики возвращались домой. А «груз» оставался на берегу до следующего лета: камни устанавливали неизменно в день летнего солнцестояния. Тогда-то, соб-ственно, и заканчивался долгий «священный путь».
В день церемонии, до восхода солнца, завершался последний этап: к Стоунхенджу по спе-циальной дороге – «авеню» – направлялась торжественная процессия. Дорогу эту, шириной че-тырнадцать метров, с обеих сторон окаймляли рвы и насыпи. Она тянулась вверх дугой, облегчая подъём на священный холм, и вела строго на восток – туда, где всходит солнце.