ПОЧЕМУ СОЛОВЕЙ СТАЛ РАЗБОЙНИКОМ?

ПОЧЕМУ СОЛОВЕЙ СТАЛ РАЗБОЙНИКОМ?

(По материалам к.ф.н. Ю. Морозова)

…Выезжал из города из Мурома удалой казак Илья Муромец. Отстояв заутреню во Муроме, он к обедне поспешал в стольный Киевград. Но заросла дорожка прямоезжая. Тридцать лет по ней проходу и проезду нет: не пускает никого Соловей-разбойник. Как засвистит злодей по-соловьиному, как заревёт он по-звериному, как зашипит он по-змеиному – сразу тёмные леса к земле клонятся, а что есть людей – все мертвы лежат…
Дальнейшее мы знаем с детства. Илья Муромец всё-таки одолел Соловья, привёз его в Киев, показал боярам и князю Владимиру, поначалу не поверившему рассказу о поимке знаменитого и страшного разбойника, а затем казнил его. С тех пор за Ильёй установилась слава главного бога-тыря и защитника Руси. В образе же его противника народ выразил своё резко отрицательное от-ношение к силам, мешавшим единству русских земель.
Однако большинство из нас и не подозревает, что Соловей-разбойник – самый таинственный персонаж русского фольклора.ПОЧЕМУ СОЛОВЕЙ СТАЛ РАЗБОЙНИКОМ?
Правда, ныне такие оценки не в ходу. Если некоторые исследователи прошлых лет откро-венно признавали Соловья фигурой загадочной, то любой современный автор, толкуя образ Соло-вья, вольно или невольно создаёт у читателей впечатление, что в основном науке тут уже всё по-нятно. Однако стоит лишь узнать, сколько таких истолкований имеется к сегодняшнему дню, чтобы убедиться: Соловей-разбойник по-прежнему загадка.
Попытаем и мы свои силы в её разгадке. Для начала выясним, что рассказывается о Соловье-разбойнике в былине.
Казалось бы, чего проще: бери сборник былин, отыскивай среди них нужную и… На деле, однако, задача куда сложнее. Любая былина, как и всякое фольклорное произведение, существует во множестве вариантов. Например, тот хрестоматийный текст, по которому мы знакомимся в детстве с сюжетом о Соловье-разбойнике, отражает лишь одну из более чем ста записей былины про Соловья, делавшихся с середины XVIII в. вплоть до недавнего времени.
С помощью соответствующих методик исконный «костяк» сюжета о Соловье-разбойнике прорисовывается довольно отчётливо. Но вот беда: сам образ при этом понятнее не становится.